Активное строительство электростанций шло и на Урале. А в Екатеринбург через несколько лет начнется стройка комбината и появится новый район Эльмаш. На карте Екатеринбурга 1931 года он обозначен как ВЭО — Всесоюзное Электротехническое объединение.

строительство
эльмаша
В декабре 1921 года в Москве был утвержден Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО), разработанный по инициативе В. И. Ленина. В разных районах страны начинают проектировать и строить электростанции, предприятия и прокладывать новые железнодорожные линии.
Планировка Свердловска, 1931 г.
Из архива Музея истории УЭТМ

В 1931 году в Ленинграде разрабатывают проект комбината тяжелого, среднего и электромашиностроения «Уралэлектромашина», включающий не менее 4 заводов, на котором должны были работать 44 тыс. человек. Недалеко от комбината, между посёлками Шарташ и Верхняя Пышма планировалось построить соцгород для рабочих завода на 250 тыс. жителей с дворцами культуры, гостиницей, Домом советов, стадионом и аэродромом.
СТРОЙКА КОМБИНАТА «УРАЛЭЛЕКТРОМАШИНА» НАЧАЛАСЬ С ДИРЕКТОРА
Руководство Эльмашстроя после пуска Первой очереди комбината, 1930-е г.
Из архива Музея истории УЭТМ


  • Александр Павлович Альпов (1891–1950)
    I директор
    • 1932 г. — начинает стройку
    • 1933 г. — переводят на строительство Алюминиевого комбината в Каменске-Уральском
    • 1937 г. — арестован по обвинению в троцкистском заговоре, после 621 дня в челябинской тюрьме он освобожден за недоказанностью вины
  • Александр Миронович Дубнер
    II директор
    • 1934 г. — продолжает и заканчивает стройку
    • 1937 г. — осужден по «политической» ст. 58 на 8 лет. Отбывал срок в Ивдельлаге и Богословлаге Свердловской обл.
    • 1950-е гг. — реабилитирован
  • Иван Михайлович Пронь
    (1903 – 1938)
    III директор
    • с 1935 г. — возглавлял завод
    • 1937 г. — арестован по обвинению в троцкистском заговоре
    • 1938 г. — расстрелян
    • 1950-е гг. — реабилитирован
«В лесах Урала» (оператор Черепанов)
Фрагмент документальной хроники из киножурнала «Советский Урал», 1960-е гг.
1 мин. 04 сек.
Из архива Музея истории УЭТМ

Смотреть полную версию
Стройка комбината «Уралэлектромашина»
1
1931 г.
Разработан проект в Ленинграде
2
июнь 1932 г.
Вырубка леса под стройку комбината
3
октябрь 1932 г.
Стройка приостановлена из-за отсутствия финансирования
4
январь 1933 г.
Стройка возобновлена и разрабатывает новый проект
5
1939 г.
Заводы «Уралэлектромашина» и Уральский турбинный строятся и финансируются отдельно
6
Узнать больше
Историю заводов «Уралэлектромашина» (УЭТМ) и Уральский турбинный (УТЗ) смотрите в разделе «Заводы».
Утвержденный проект комбината «Уралэлектромашина» постоянно претерпевал изменения, и в итоге в 1937 году от него совсем отказались.
Со строительством также было не все гладко: вырубка леса под стройку началась в июне 1932 году, но уже в октябре она была приостановлена из-за отсутствия финансирования. Спустя несколько месяцев — в января 1933 — возобновлена. В том же 1933 году было утверждено новое задание по проектированию аппаратно-трансформаторной группы: теперь эти заводы должны были строиться отдельно. С 1939 года заводы «Уралэлектромашина» и Уральский турбинный строились и финансировались отдельно.
посёлок
Одновременно с Аппаратным заводом, первым в структуре комбината «Уралэлектромашина», строили бараки.

Первым поселением стал Рабочий поселок. Он появился в 1932 и просуществовал до 1970-х годов в районе современного Педуниверситета. Собственно, с началом строительства учебных корпусов и закончилась эпоха этого поселка. В Рабочем поселке, помимо жилья, были магазины, швейная и обувная мастерские, больница, почта, детский сад, школа, клуб.
Вместе с Рабочим поселком строились и другие поселения:
ИТР — поселок для инженерно-технических работников «Уралэлектромашины». Он находился в районе улиц Краснофлотцев, Баумана, шоссе УЗТМ.
Поселок ИТР. Строительство каркасных домов, май 1933 г.
Из архива Музея истории УЭТМ