Активное строительство электростанций шло и на Урале. А в Екатеринбург через несколько лет начнется стройка комбината и появится новый район Эльмаш. На карте Екатеринбурга 1931 года он обозначен как ВЭО — Всесоюзное Электротехническое объединение.
строительство эльмаша
В декабре 1921 года в Москве был утвержден Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО), разработанный по инициативе В. И. Ленина. В разных районах страны начинают проектировать и строить электростанции, предприятия и прокладывать новые железнодорожные линии.
Планировка Свердловска, 1931 г. Из архива Музея истории УЭТМ
В 1931 году в Ленинграде разрабатывают проект комбината тяжелого, среднего и электромашиностроения «Уралэлектромашина», включающий не менее 4 заводов, на котором должны были работать 44 тыс. человек. Недалеко от комбината, между посёлками Шарташ и Верхняя Пышма планировалось построить соцгород для рабочих завода на 250 тыс. жителей с дворцами культуры, гостиницей, Домом советов, стадионом и аэродромом.
Перспектива Уральского машиностроительного комбината, 1931 г. Из архива Музея истории УЭТМ
Отдел крупных машин Электромашиностроительного завода, 1931 г. Из архива Музея истории УЭТМ
Турбогенераторный завод, 1931 г. Из архива Музея истории УЭТМ
Завод высоковольтной аппаратуры, 1931 г. Из архива Музея истории УЭТМ
Эскизный проект улицы соцгорода, 1931 г. Из архива Музея истории УЭТМ
Главная площадь соцгорода, 1931 г. Из архива Музея истории УЭТМ
Гостиница соцгорода, 1931 г. Из архива Музея истории УЭТМ
СТРОЙКА КОМБИНАТА «УРАЛЭЛЕКТРОМАШИНА» НАЧАЛАСЬ С ДИРЕКТОРА
Руководство Эльмашстроя после пуска Первой очереди комбината, 1930-е г. Из архива Музея истории УЭТМ
Александр Павлович Альпов (1891–1950)
I директор
1932 г. — начинает стройку
1933 г. — переводят на строительство Алюминиевого комбината в Каменске-Уральском
1937 г. — арестован по обвинению в троцкистском заговоре, после 621 дня в челябинской тюрьме он освобожден за недоказанностью вины
Александр Миронович Дубнер
II директор
1934 г. — продолжает и заканчивает стройку
1937 г. — осужден по «политической» ст. 58 на 8 лет. Отбывал срок в Ивдельлаге и Богословлаге Свердловской обл.
1950-е гг. — реабилитирован
Иван Михайлович Пронь (1903 – 1938)
III директор
с 1935 г. — возглавлял завод
1937 г. — арестован по обвинению в троцкистском заговоре
1938 г. — расстрелян
1950-е гг. — реабилитирован
«В лесах Урала» (оператор Черепанов) Фрагмент документальной хроники из киножурнала «Советский Урал», 1960-е гг. 1 мин. 04 сек. Из архива Музея истории УЭТМ
Стройка приостановлена из-за отсутствия финансирования
4
январь 1933 г.
Стройка возобновлена и разрабатывает новый проект
5
1939 г.
Заводы «Уралэлектромашина» и Уральский турбинный строятся и финансируются отдельно
6
Узнать больше
Историю заводов «Уралэлектромашина» (УЭТМ) и Уральский турбинный (УТЗ) смотрите в разделе «Заводы».
раздел «Заводы»
Утвержденный проект комбината «Уралэлектромашина» постоянно претерпевал изменения, и в итоге в 1937 году от него совсем отказались. Со строительством также было не все гладко: вырубка леса под стройку началась в июне 1932 году, но уже в октябре она была приостановлена из-за отсутствия финансирования. Спустя несколько месяцев — в января 1933 — возобновлена. В том же 1933 году было утверждено новое задание по проектированию аппаратно-трансформаторной группы: теперь эти заводы должны были строиться отдельно. С 1939 года заводы «Уралэлектромашина» и Уральский турбинный строились и финансировались отдельно.
посёлок
Одновременно с Аппаратным заводом, первым в структуре комбината «Уралэлектромашина», строили бараки.
Первым поселением стал Рабочий поселок. Он появился в 1932 и просуществовал до 1970-х годов в районе современного Педуниверситета. Собственно, с началом строительства учебных корпусов и закончилась эпоха этого поселка. В Рабочем поселке, помимо жилья, были магазины, швейная и обувная мастерские, больница, почта, детский сад, школа, клуб.
Рабочий поселок. Строительство бараков, 1933 г. Из архива Музея истории УЭТМ
Рабочий поселок. Жилые дома. Сейчас это пересечение ул. Краснофлотцев и пр. Космонавтов, 1934 г. Из архива Музея истории УЭТМ
Панорама Рабочего поселка, 1937 г. Из архива Музея истории УЭТМ
Рабочий поселок. Клуб, 1934 г. Из архива Музея истории УЭТМ
Рабочий поселок. Внутри клуба. Слева стоит Рыбаков Николай Васильевич, зав. клуба, 1934 г. Из архива Музея истории УЭТМ
Рабочий поселок. Читальный зал клуба, 1934 г. Из архива Музея истории УЭТМ
Рабочий поселок. Первый магазин, 1934 г. Из архива Музея истории УЭТМ
Рабочий поселок. Первые детские ясли, 1934 г. Из архива Музея истории УЭТМ
Рабочий поселок. Столовая, 1934 г. Из архива Музея истории УЭТМ
Поселок ИТР. Строительство каркасных домов, май 1933 г. Из архива Музея истории УЭТМ
Новый жилпоселок, 1940-е Из архива Музея боевой и трудовой славы ПАО «Машиностроительный завод им. М.И. Калинина г. Екатеринбург»
Вместе с Рабочим поселком строились и другие поселения:
ИТР — поселок для инженерно-технических работников «Уралэлектромашины». Он находился в районе улиц Краснофлотцев, Баумана, шоссе УЗТМ.
Поселок ИТР. Строительство каркасных домов, май 1933 г. Из архива Музея истории УЭТМ
Был также для сотрудников «Уралэлектромашины» и располагался в районе ул. Энтузиастов.
Строился в 1940-е прежде всего для эвакуированных из Харькова и Ленинграда на Турбомоторный завод. Строительство шло очень быстро, за что поселок и получил свое название — Скоростной. Он находился на пересечении современных улиц Донской и Баумана.
Появился до начала войны рядом с шоссе УЗТМ. Он предназначался для рабочих завода тяжелого станкостроения. Зимой 1941 года на территорию Завода станкостроения прибыл в эвакуацию будущий Завод им. Калинина. Отныне и поселок Станкострой предназначался уже рабочим ЗиКа.
Соседствовал со Станкостроем, в нем жили рабочие ЗиКа. Сейчас корпуса завода находятся на бывших территориях Нового поселка и Станкостроя.