«ситуация на районе»
о проекте

Пространство «Заря» ищет новые способы изучения района Эльмаш. В августе 2023 года была запущена программа исследовательских дрейфов «Ситуация на районе». Пять художниц разработали свои варианты творческих прогулок с альтернативными способами проживания городской среды. Дрейф отличается от экскурсии, это художественная практика, которая была придумана в конце 50-х годов. Такой формат исследования окружающего пространства, который прорывает стереотипное восприятие города. Подробнее прочитать об этом можно в разделе «Теория дрейфа».

В нашем случае форма дрейфа стала способом (пере)открыть Эльмаш. Художницы предложили участникам прожить разные «ситуации на районе»: от поиска текста на улицах до прислушивания к звучанию улиц; от исследования натоптанных троп до поиска оставленных предметов. Результаты программы собраны в web-зин. На этой странице вы найдете документацию встреч: карты, фотографии и тексты, а также скрипты для самостоятельного повторения каждого дрейфа.
над проектом работали:
Куратор
Лев Шушаричев
Художница
Ирина Вилкина
Художница
Анастасия Крохалева
Художница
Катя Червонных
Художница
Анастасия Пищугина
Продюссер
Алексей Бочаров
PR
Мария Кучевасова
Координатор
Мария Генш
Дизайнер
Ксения Сабурова
Фотограф
Юлия Каширина
Художница
Алёна Гурьева
— художница, которая в своих проектах исследует темы документации чувств и воспоминаний, а также городской ландшафт как пространство для эмоционального отклика. Практика художницы включает различные медиумы: графику, коллаж, текстиль, фотографию, объекты. Алёна — участница фестиваля «Карт-бланш» (2022), спецпроекта «Обнять и плакать» 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства (2021), самоорганизованного фестиваля «Маргинальная ночь» (2020), а также нескольких групповых выставок в Екатеринбурге. В 2022 году в Уральском филиале ГМИИ им. А. С. Пушкина прошла ее персональная выставка
«Я — город, хотя и не знаю, куда мне идти»
художница
Алёна Гурьева
— художница и искусствовед. Она окончила бакалавриат и магистратуру по специальности «История искусств» в Уральском федеральном университете, училась в Школе Родченко онлайн, в мастерской «Медиа и технологическое искусство». В своем искусстве стремится воссоздать наблюдаемые в жизни ускользающие состояния уязвимости и хрупкости. Художница работает со звуком, светом и движением, создает кинетические инсталляции и игры, как компьютерные, так и живого действия. В составе коллектива «Музей вечно играющих аттракционов» принимала участие в биеннале «Искусство будущего» в Мультимедиа Арт Музее, в спецпроектах IV и V Уральской индустриальной биеннале современного искусства и других международных проектах. Персональные выставки художницы проходили в призрачной галерее «Гость» и Уральском филиале ГМИИ им. А. С. Пушкина, в галерее «OkNo».
художница
Анастасия Крохалева
— искусствовед, куратор, исследователь. Куратор перформативной лаборатории пространства «Заря». Работал куратором в Уральском филиале ГМИИ им. А. С. Пушкина (2021−2022), в Галерее Синара Арт (2019−2021) и в Центре современной культуры УрФУ (2015−2018). Обладатель премии «Инновация» в номинации «Проект года» в составе команды
4 Уральской биеннале (2018), Премии Сергея Курехина-2021 в номинации «Кураторский проект». Участник второй кураторской школы проекта НЕМОСКВА (2021).
куратор
Лев Шушаричев
— междисциплинарная художница, графическая дизайнерка и иллюстраторка. Катя работает с темами памяти и наследия, взаимодействия человека и города. Художнице важно не только показать результат своего исследования зрителю, но и вовлечь его в процесс через практики соучастия. Катя — выпускница Лаборатории молодого художника в Уральском филиале ГМИИ им. А. С. Пушкина. Она участвовала в фестивалях уличного искусства: «Не темно», STENOGRAFFIA, «Морфология улиц», «ЧÖ».
художница
Катя Червонных
— художница, выпускница Лаборатории молодого художника Уральского филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина. Она работает на стыке различных медиа и направлений, таких как инсталляция, уличное искусство, живопись, скульптура и фотография, изучает процессы формирования региональной идентичности, обращаясь к древнейшим, массовым, народным формам художественных практик, а также к визуальному ландшафту региона.
художница
Анастасия Пищугина
— мультидисциплинарная художница, которая в своей практике сочетает генеративную графику, саунд-арт, фотографию и видеоарт. Она исследует город как текст, стремиться составить сенсорный образ места. Ирина участвовала в параллельной программе III Уральской индустриальной биеннале современного искусства (УИБСИ), в спецпроекте VI УИБСИ, в онлайн-программе международной биеннале «Искусство будущего», Mультимедиа Арт Музей и ряде международных фестивалей. Она закончила магистратуру Уральского Государственного Университета им. А. М. Горького в 2010 году, участвовал в образовательной программе «Лаборатории молодого художника» в Уральском филиале ГМИИ им. А. С. Пушкина.
художница
Ирина Вилкина
о нас

С 2020 года команда «Зари» занимается ревитализацией старейшего кинотеатра Екатеринбурга, сохранившего свою основную функцию. В январе 2023 на базе «Зари» открылся Центр индустриального наследия района Эльмаш. В пространстве Зари создается информационно-туристический центр, посввященный урбанистической, промышленной историм Эльмаша, культурный центр. «Заря» становится точкой притяжения района.
Мы в социальных сетях! Подписывайтесь и следите за новостями.
теория дрейфа
Как все началось

В 1950-х годах французский писатель и активист Ги-Эрнест Дебор (1931-1994) вместе с товарищами критиковал развитой капитализм и современные города, как яркие проявления общества потребления.
Пример: Покупка машины навязывается через рекламу как благо, которое нужно всем.
Это влияет на город, в котором власти расширяют улицы, чтобы облегчить передвижение большого числа автомобилей, пространство становится неудобным для пешеходов. В итоге, город
не принадлежит горожанам, ими манипулируют государство и бизнес.
Что нужно сделать

Ги Дебор предлагал переустроить мир путем активного вмешательства в градостроительство. Горожане должны взять инициативу,
чтобы перенастроить городскую среду на удовлетворение своих желаний. Но начать изменения нужно было с трансформации восприятия окружающей среды. Так родилось новое направления психогеография.
Психогеография

Это критическая дисциплина на стыке психологии, социальной теории, искусствоведения и географии. Она изучает,
как среда, сознательно организованная или нет, воздействует на людей.

Согласно психогеографии город состоит из перетекающих друг в друга атмосфер, которые, в свою очередь, возникают из ощущений людей от того или иного места. Чтобы обнаружить эти атмосферы и применяется практика дрейфа.
Ситуация на районе

Одно из ключевых понятий психогеографии —
это конструирование ситуаций. Теоретик направления расшифровывал словосочетание как «создание моментальных жизненных атмосфер и их претворение в высшее чувственное качество». Проще говоря — изобретения нового способа прожить и прочувствовать город. Пять разнообразных ситуаций для (пере)открытия Эльмаша предложили художницы.
Дрейф

Или по-французски dérive Ги Дебор называет «технику быстрого прохода через меняющуюся атмосферу». Это особая прогулка по городу, у которой есть заданные условия, но такой формат открыт к случайностям. Маршрут произвольно прокладывают сами дрейфующие.
Цели дрейфа могут быть разными: отрешение от обычных мотивов для передвижения, исследование района, эмоциональная дезориентация участника, неожиданные встречи. Участники стремятся испытать и зафиксировать некое ощущение, собрать объективные и субъективные данные, разделить их со спутниками, сделать выводы.
В подготовке карточек были использованы: Материалы лекции художницы и искусствоведа Анастасии Крохалевой.
Иван Тахин. Ги Дебор: «Теория дрейфа» Алмаз Исаков, Диана Ухина. Дрейф и фотодрейф как практика исследования города Анна Мингачева. «Психогеография в цифровую эпоху».

В начале программы художницы провели встречу по теории дрейфа. Вы можете посмотреть их презентаций, чтобы познакомиться с разными форматами дрейфов.
смотреть презентации
начнём инструктаж
Подрейфуем по Эльмашу?

Перед вам документация прогулок в виде интерактивной карты Эльмаша. Участники дрейфов попробовали открыть его с разных сторон. Каждый раз фланеры обращали свое внимание на разное. Поэтому на карту накладываются стихотворения, фотографии, аудиозаписи. Проследуйте тем же путем, чтобы познакомиться с их открытиями. Вы можете переключаться между картами дрейфов в любой момент.

Каждая художница составила скрипт — инструкцию, благодаря которой вы сможете повторить дрейф самостоятельно. Дрейфуйте не только онлайн, но и в реальности, по Эльмашу или другому району города.
Подрейфуем
по Эльмашу?
случайная поэзия
Улицы хранят множество текстовых знаков. Иногда они бросаются в глаза, через яркие вывески, некоторые таятся в смытых временем надписях на заборах. Участники дрейфа записывали, что говорит район. Используя технику «найденная поэзия» (found poetry), с помощью слов и образов, которые были собраны во время экспериментальной коллаж-прогулки по Эльмашу, участники составили абсурдные поэтические тексты в попытках ответить на вопросы: Эльмаш — это про что? Какие мы через призму этого района? Отправной точкой дрейфа стала Эльмашевская горка, школа № 114.
Дата проведения: 26.06.23

Художница
Алёна Гурьева
смотреть скрипт
выезд аварийной службы быстро и не дорого

ВЕДЬ ремонт на века ремонт никогда не заканчивается

ворота

бесконечные спирали

мягкие игрушки

колодец мусорный

ваше, НАШЕ, ТВОЁ, МОЁ

ЮН вьюн зелёного цвета

UNKNOWN ADRESS, АДРЕС НЕИЗВЕСТЕН

cтрана на тебе[,куришь, пьешь?] Люби семью,
она ответит[, ты пьешь, женат не пей]

не врать и не бояться

мы не против

плачь

ПОЙ, [страна на тебе, куришь, пьешь? Люби семью,
она ответит, ты пьешь, женат не] пей

[страна на тебе, куришь, пьешь? Люби семью,
она ответит,] ты пьешь[, женат не пей]

нежность [моя не растеряна на семи ветрах
не развеяна]

[страна на тебе, куришь,] пьешь? [Люби семью,
она ответит, ты пьешь, женат не пей]

[нежность] моя [не растеряна на семи ветрах
не развеяна]

кошка не спряталась

А Я [нежность моя не] растеряна на семи ветрах
[не] развеяна
Стихотворение Алёны Гурьевой
Выезд аварийной службы быстро и не дорого
Ведь ремонт на века ремонт никогда
не заканчивается
Ворота, бесконечные спирали, мягкие игрушки,
Колодец мусорный - ваше, наше, твоё, моё
Юн вьюн зелёного цвета, unknown address,
адрес неизвестен,
Страна на тебе - Люби семью, она ответит:
Не врать и не бояться, мы не против - плачь, пой,
пей, пей, ты пьешь нежность, пьешь?
Моя кошка не спряталась, а я растеряна,
на семи ветрах развеяна
жёлтая заплатка

коммуникации

прием [заказов круглосуточно]

с л о в почтовое скопление [в подъезде с зоной отдыха]

крапивный паркинг


[перейдет ли дорогу] черный [кот]

якорь

[заброшенность и] тишина [здания]

[кора] уставшая

заброшенность [и тишина здания]

жалко

мечта [заря]

мечтаю

пятнистая [дверь]

[мечтай] заря

[почтовое скопление в подъезде с зоной] отдыха

[прием заказов] круглосуточно

[почтовое скопление в подъезде] с зоной [отдыха]

красных [командирова]

[прием] закатов [круглосуточно]

кора [уставшая]

[заброшенность и тишина] здания

[рассохшийся] деревянный [стул]

глаз

рассохшаАЯся [деревянный стул]

[пятнистая] дверь

[почтовое скопление] в подъезде [с зоной отдыха]

перейдет прИдет ли [дорогу черный кот]

помощь
Стихотворение Ирины Вилкиной
Жёлтая заплатка коммуникации приемов слов
почтовое скопление

Крапивный паркинг — чёрный якорь
Тишина — уставшая заброшенность
Жалко? Мечтай!
Мечтаю
Пятнистая заря отдыха круглосуточно
С зоной красных закатов
Кора здания — деревянный глаз,
Рассохшаяся дверь в подъезде
Придет ли помощь?
слово после следования за человеком

[чума] рядом

корт

осень

монолит

крупная крупа

ола

славныЙ [кошечки]

поздний августовский одуванчик

алкозависимым

НЕ мечтОЙ

НЕ чумОЙ

[ничего не бойся я] с тобой

НЕ БОЕМ

живи [мечтой]

ХОРОШИЙ

[не врать и не] бояться

НЕЧЕГО

БАЮ БАЙ
Стихотворение Оли Потаповой
Слово за человеком
Рядом корт осень монолит крупная крупа
Ола!
Славный поздний августовский одуванчик
зависим
Не мечтой не чумой не боем с тобой
Живи хороший, бояться нечего
Баю бай
Эмоциональные
вещи
Дрейф стремится перенастроить оптику участника, чтобы он увидел то, что обычно не замечает. Люди проходят мимо предметов, которые лежат на улицах города. Раз это оставили, значит что-то не важное. Но если присмотреться к этим предметам, могут ли они вызывать эмоцию, рассказать историю?

Участники дрейфа собрались у проходной Уральского трубомоторного завода и отправились бесцельно бродить по Эльмашу, вместе и поодиночке. Во время дрейфа каждый собрал индивидуальную коллекцию предметов, которые вызвали эмоциональный отклик. Перед вами каталог вещей, разделенный по эмоциональным зонам.
Дата проведения: 02.09.23

Художница
Катя Червонных
смотреть скрипт
Радость
Эмоциональные
вещи
Злость
Ностальгия
Нажимай на картинки справа, чтобы увидеть находки дрейфа.
Девичий виноград

Техническое описание:
Органическая форма: шар, материал. Назначение: любоваться.

Эмоция:
Радость, гармония и покой

Локализация:
Деревянный забор
Крышка

Техническое описание:
Пластик. Размер: Диаметр - 2,5 см.
QR-код на наклейке.

Эмоция:
Встретили крышки как часть арт-объектов (картина на пне, скульптура во дворе). Ощущение уюта, семьи, нежности, трепета.

Локализация:
Уютный двор (ул. Бабушкина)
Книжка Ежедневник Домашний

Техническое описание:
Книжка. 10×14×3 см с блюдами и советами

Эмоция:
Там есть рецепт Уральского салат, который нужно обязательно приготовить и попробовать

Локализация:
Заброшенный гараж
Штука на которой лежат провода

Техническое описание:
Керамика (?), фарфор (?). Назначение предмета: удержание проводов электропередачи. Размеры: 7 см. Диаметр 5 см.

Эмоция:
Символ Эльмаша (электро-электричество). Хочу сделать из них эльмашевские шахматы. Идея занята мной — Стёпа Пантелеев.

Локализация:
Пустырь недалеко от заброшки.
Грибы

Техническое описание:
Органика. Несколько сросшихся грибов. Размер до 7 см в длину.

Эмоция:
Найдены одной из участниц дрейфа во время коллективного этапа. Общим голосованием были выбраны в качестве предмета, вызывающего радость у всех группы. Победили одинокий большой гриб, так как их много и это умиляло. На протяжении всего дрейфы хранились у участницы, нашедшей их (решение принято коллективно).

Локализация:
Вдоль забора УТЗ по направлению к ул. Космонавтов
(Искусственный) уголь

Техническое описание:
Цвет - как у угля. Материал - как у пористой резины. Форма неровная. Около 7 см в длину.

Эмоция:
Злость. Уголь лежал у забора. Рядом — следы горения, закопченная стена и пожжённая трава. Надо быть осторожным с огнём!

Локализация:
У проходной завода УТЗ
Сдутый воздушный шарик фиолетового цвета

Техническое описание:
Резина. Размер: 11 см. Для надувания.

Эмоция:
Найден около занудного и «серого» района с многоэтажкой, автомойкой. Там нет ничего хорошего и трогательного, как и этот предмет.

Локализация:
Ул. Электриков
Трубочки для питья

Техническое описание:
Пластик. Одноцветные или с полосками различных цветов. Размер: от 12 до 24 см. В упаковке и без. Используется для принятия пищи.

Эмоция:
Злость. Каталогизировано, так как ассоциируется с группой людей разных форм, (неразборчиво) возрастов и степени потасканностью жизнью.

Локализация:
Газон ул. Бабушкина и ул. Краснофлотцев
Голова зайца

Техническое описание:
Голова зайца резиновая серая с зелеными глазами, оторванная от тела

Эмоция:
Жутковато-ностальгично

Локализация:
Во дворах у дорожки
Чаша из сервиза

Техническое описание:
Салатница эмалированная с оранжевым узором и позолоченной каймой. Диаметр 15 см.

Эмоция:
Радость и ностальгия. Радость — от большой и красивой находки. Ностальгия — по советскому сервизу

Локализация:
Около мусорки
тропинки
эльмаша
Участники дрейфа собрались в «Заре» и проследовали по тропам Эльмаша, проложенными человеческими ногами. Являясь стихийной формой сопротивления тотальной геометризации городского пространства, тропинки представляют собой неконтролируемую, но органическую сеть. Эти сети могут существовать параллельно с официальными тротуарами и дорогами, предлагая альтернативные маршруты, более короткие, удобные или интересные для людей. Это выражение индивидуальности и самоорганизации городского сообщества, а также важный аспект городского сообщества, а также важный аспект в создании разнообразия и гибкости в городской среде.
Дата проведения: 09.09.23

Художница
Анастасия Пищугина
смотреть скрипт
Тропинка 1
Тропинка 2
Тропинка 3
Тропинка 4
Тропинка 5
Тропинка 6
тропинки эльмаша
Спасибо, что были с нами в этой виртуальной прогулке. Такой команда проекта увидела «ситуацию на районе» Эльмаш в августе-сентябре 2023 года. И мы призываем вас дрейфовать где бы вы ни находились во времени и пространстве.

Отправляйте фотографии и впечатления с прогулок в социальные сети пространства «Заря». Нам интересно узнать о ваших открытиях!