«ситуация на районе»
о проекте

Пространство «Заря» ищет новые способы изучения района Эльмаш. В августе 2023 года была запущена программа исследовательских дрейфов «Ситуация на районе». Пять художниц разработали свои варианты творческих прогулок с альтернативными способами проживания городской среды. Дрейф отличается от экскурсии, это художественная практика, которая была придумана в конце 50-х годов. Такой формат исследования окружающего пространства, который прорывает стереотипное восприятие города. Подробнее прочитать об этом можно в разделе «Теория дрейфа».

В нашем случае форма дрейфа стала способом (пере)открыть Эльмаш. Художницы предложили участникам прожить разные «ситуации на районе»: от поиска текста на улицах до прислушивания к звучанию улиц; от исследования натоптанных троп до поиска оставленных предметов. Результаты программы собраны в web-зин. На этой странице вы найдете документацию встреч: карты, фотографии и тексты, а также скрипты для самостоятельного повторения каждого дрейфа.
над проектом работали:
— искусствовед, куратор, исследователь. Куратор перформативной лаборатории пространства «Заря». Работал куратором в Уральском филиале ГМИИ им. А. С. Пушкина (2021−2022), в Галерее Синара Арт (2019−2021) и в Центре современной культуры УрФУ (2015−2018). Обладатель премии «Инновация» в номинации «Проект года» в составе команды
4 Уральской биеннале (2018), Премии Сергея Курехина-2021 в номинации «Кураторский проект». Участник второй кураторской школы проекта НЕМОСКВА (2021).
Лев Шушаричев
куратор
Куратор
Лев Шушаричев
Художница
Ирина Вилкина
— мультидисциплинарная художница, которая в своей практике сочетает генеративную графику, саунд-арт, фотографию и видеоарт. Она исследует город как текст, стремиться составить сенсорный образ места. Ирина участвовала в параллельной программе III Уральской индустриальной биеннале современного искусства (УИБСИ), в спецпроекте VI УИБСИ, в онлайн-программе международной биеннале «Искусство будущего», Mультимедиа Арт Музей и ряде международных фестивалей. Она закончила магистратуру Уральского Государственного Университета им. А. М. Горького в 2010 году, участвовал в образовательной программе «Лаборатории молодого художника» в Уральском филиале ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Ирина Вилкина
художница
Художница
Алёна Гурьева
Художница
Анастасия Крохалева
Художница
Катя Червонных
Художница
Анастасия Пищугина
Продюссер
Алексей Бочаров

PR
Мария Кучевасова
Координаторка
Мария Генш
Дизайнерка
Ксения Сабурова
Фотографка
Юлия Каширина
— художница, которая в своих проектах исследует темы документации чувств и воспоминаний, а также городской ландшафт как пространство для эмоционального отклика. Практика художницы включает различные медиумы: графику, коллаж, текстиль, фотографию, объекты. Алёна — участница фестиваля «Карт-бланш» (2022), спецпроекта «Обнять и плакать» 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства (2021), самоорганизованного фестиваля «Маргинальная ночь» (2020), а также нескольких групповых выставок в Екатеринбурге. В 2022 году в Уральском филиале ГМИИ им. А. С. Пушкина прошла ее персональная выставка
«Я — город, хотя и не знаю, куда мне идти»
Алёна Гурьева
художница
— художница и искусствовед. Она окончила бакалавриат и магистратуру по специальности «История искусств» в Уральском федеральном университете, училась в Школе Родченко онлайн, в мастерской «Медиа и технологическое искусство». В своем искусстве стремится воссоздать наблюдаемые в жизни ускользающие состояния уязвимости и хрупкости. Художница работает со звуком, светом и движением, создает кинетические инсталляции и игры, как компьютерные, так и живого действия. В составе коллектива «Музей вечно играющих аттракционов» принимала участие в биеннале «Искусство будущего» в Мультимедиа Арт Музее, в спецпроектах IV и V Уральской индустриальной биеннале современного искусства и других международных проектах. Персональные выставки художницы проходили в призрачной галерее «Гость» и Уральском филиале ГМИИ им. А. С. Пушкина, в галерее «OkNo».
Анастасия Крохалева
художница
— междисциплинарная художница, графическая дизайнерка и иллюстраторка. Катя работает с темами памяти и наследия, взаимодействия человека и города. Художнице важно не только показать результат своего исследования зрителю, но и вовлечь его в процесс через практики соучастия. Катя — выпускница Лаборатории молодого художника в Уральском филиале ГМИИ им. А. С. Пушкина. Она участвовала в фестивалях уличного искусства: «Не темно», STENOGRAFFIA, «Морфология улиц», «ЧÖ».
Катя Червонных
художница
— художница, выпускница Лаборатории молодого художника Уральского филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина. Она работает на стыке различных медиа и направлений, таких как инсталляция, уличное искусство, живопись, скульптура и фотография, изучает процессы формирования региональной идентичности, обращаясь к древнейшим, массовым, народным формам художественных практик, а также к визуальному ландшафту региона.
Анастасия Пищугина
художница
о нас

С 2020 года команда «Зари» занимается ревитализацией старейшего кинотеатра Екатеринбурга, сохранившего свою основную функцию. В январе 2023 на базе «Зари» открылся Центр индустриального наследия района Эльмаш. В пространстве Зари создается информационно-туристический центр, посввященный урбанистической, промышленной историм Эльмаша, культурный центр. «Заря» становится точкой притяжения района.
Мы в социальных сетях! Подписывайтесь и следите за новостями.
теория дрейфа
Как все началось

В 1950-х годах французский писатель и активист Ги-Эрнест Дебор (1931-1994) вместе с товарищами критиковал развитой капитализм и современные города, как яркие проявления общества потребления.
Пример: Покупка машины навязывается через рекламу как благо, которое нужно всем. Это влияет на город, в котором власти расширяют улицы, чтобы облегчить передвижение большого числа автомобилей, пространство становится неудобным для пешеходов. В итоге, город не принадлежит горожанам, ими манипулируют государство и бизнес.
Что нужно сделать

Ги Дебор предлагал переустроить мир путем активного вмешательства в градостроительство. Горожане должны взять инициативу, чтобы перенастроить городскую среду на удовлетворение своих желаний. Но начать изменения нужно было с трансформации восприятия окружающей среды. Так родилось новое направления психогеография.
Психогеография

Это критическая дисциплина на стыке психологии, социальной теории, искусствоведения и географии. Она изучает, как среда, сознательно организованная или нет, воздействует на людей. Согласно психогеографии город состоит из перетекающих друг в друга атмосфер, которые, в свою очередь, возникают из ощущений людей от того или иного места. Чтобы обнаружить эти атмосферы и применяется практика дрейфа.
Что нужно сделать

Ги Дебор предлагал переустроить мир путем активного вмешательства в градостроительство. Горожане должны взять инициативу, чтобы перенастроить городскую среду на удовлетворение своих желаний. Но начать изменения нужно было с трансформации восприятия окружающей среды. Так родилось новое направления психогеография.
Дрейф

Или по-французски dérive Ги Дебор называет «технику быстрого прохода через меняющуюся атмосферу». Это особая прогулка по городу, у которой есть заданные условия, но такой формат открыт к случайностям. Маршрут произвольно прокладывают сами дрейфующие.
Цели дрейфа могут быть разными: отрешение от обычных мотивов для передвижения, исследование района, эмоциональная дезориентация участника, неожиданные встречи. Участники стремятся испытать и зафиксировать некое ощущение, собрать объективные и субъективные данные, разделить их со спутниками, сделать выводы.
В подготовке карточек были использованы: Материалы лекции художницы и искусствоведа Анастасии Крохалевой.
Иван Тахин. Ги Дебор: «Теория дрейфа» Алмаз Исаков, Диана Ухина. Дрейф и фотодрейф как практика исследования города Анна Мингачева. «Психогеография в цифровую эпоху».

В начале программы художницы провели встречу по теории дрейфа. Вы можете посмотреть их презентаций, чтобы познакомиться с разными форматами дрейфов.
начнём инструктаж
Подрейфуем по Эльмашу?

Перед вам документация прогулок в виде интерактивной карты Эльмаша. Участники дрейфов попробовали открыть его с разных сторон. Каждый раз фланеры обращали свое внимание на разное. Поэтому на карту накладываются стихотворения, фотографии, аудиозаписи. Проследуйте тем же путем, чтобы познакомиться с их открытиями. Вы можете переключаться между картами дрейфов в любой момент.

Каждая художница составила скрипт — инструкцию, благодаря которой вы сможете повторить дрейф самостоятельно. Дрейфуйте не только онлайн, но и в реальности, по Эльмашу или другому району города.
Подрейфуем
по Эльмашу?
случайная поэзия
Улицы хранят множество текстовых знаков. Иногда они бросаются в глаза, через яркие вывески, некоторые таятся в смытых временем надписях на заборах. Участники дрейфа записывали, что говорит район. Используя технику «найденная поэзия» (found poetry), с помощью слов и образов, которые были собраны во время экспериментальной коллаж-прогулки по Эльмашу, участники составили абсурдные поэтические тексты в попытках ответить на вопросы: Эльмаш — это про что? Какие мы через призму этого района? Отправной точкой дрейфа стала Эльмашевская горка, школа № 114.
Дата проведения: 26.06.23

Художница
Алёна Гурьева
смотреть скрипт
выезд аварийной службы быстро и не дорого

ВЕДЬ ремонт на века ремонт никогда не заканчивается

ворота

бесконечные спирали

мягкие игрушки

колодец мусорный

ваше, НАШЕ, ТВОЁ, МОЁ

ЮН вьюн зелёного цвета

UNKNOWN ADRESS, АДРЕС НЕИЗВЕСТЕН

cтрана на тебе[,куришь, пьешь?] Люби семью,
она ответит[, ты пьешь, женат не пей]

не врать и не бояться

мы не против

плачь

ПОЙ, [страна на тебе, куришь, пьешь? Люби семью,
она ответит, ты пьешь, женат не] пей

[страна на тебе, куришь, пьешь? Люби семью,
она ответит,] ты пьешь[, женат не пей]

нежность [моя не растеряна на семи ветрах
не развеяна]

[страна на тебе, куришь,] пьешь? [Люби семью,
она ответит, ты пьешь, женат не пей]

[нежность] моя [не растеряна на семи ветрах
не развеяна]

кошка не спряталась

А Я [нежность моя не] растеряна на семи ветрах
[не] развеяна
Стихотворение Алёны Гурьевой
Выезд аварийной службы быстро и не дорого
Ведь ремонт на века ремонт никогда
не заканчивается
Ворота, бесконечные спирали, мягкие игрушки,
Колодец мусорный - ваше, наше, твоё, моё
Юн вьюн зелёного цвета, unknown address,
адрес неизвестен,
Страна на тебе - Люби семью, она ответит:
Не врать и не бояться, мы не против - плачь, пой, пей, пей, ты пьешь нежность, пьешь?
Моя кошка не спряталась, а я растеряна,
на семи ветрах развеяна
жёлтая заплатка

коммуникации

прием [заказов круглосуточно]

с л о в почтовое скопление [в подъезде с зоной отдыха]

крапивный паркинг


[перейдет ли дорогу] черный [кот]

якорь

[заброшенность и] тишина [здания]

[кора] уставшая

заброшенность [и тишина здания]

жалко

мечта [заря]

мечтаю

пятнистая [дверь]

[мечтай] заря

[почтовое скопление в подъезде с зоной] отдыха

[прием заказов] круглосуточно

[почтовое скопление в подъезде] с зоной [отдыха]

красных [командирова]

[прием] закатов [круглосуточно]

кора [уставшая]

[заброшенность и тишина] здания

[рассохшийся] деревянный [стул]

глаз

рассохшаАЯся [деревянный стул]

[пятнистая] дверь

[почтовое скопление] в подъезде [с зоной отдыха]

перейдет прИдет ли [дорогу черный кот]

помощь
Стихотворение Ирины Вилкиной
Жёлтая заплатка коммуникации приемов слов
почтовое скопление

Крапивный паркинг — чёрный якорь
Тишина — уставшая заброшенность
Жалко? Мечтай!
Мечтаю
Пятнистая заря отдыха круглосуточно
С зоной красных закатов
Кора здания — деревянный глаз,
Рассохшаяся дверь в подъезде
Придет ли помощь?
слово после следования за человеком

[чума] рядом

корт

осень

монолит

крупная крупа

ола

славныЙ [кошечки]

поздний августовский одуванчик

алкозависимым

НЕ мечтОЙ

НЕ чумОЙ

[ничего не бойся я] с тобой

НЕ БОЕМ

живи [мечтой]

ХОРОШИЙ

[не врать и не] бояться

НЕЧЕГО

БАЮ БАЙ
Стихотворение Оли Потаповой
Слово за человеком
Рядом корт осень монолит крупная крупа
Ола!
Славный поздний августовский одуванчик
зависим
Не мечтой не чумой не боем с тобой
Живи хороший, бояться нечего
Баю бай
Эмоциональные
вещи
Дрейф стремится перенастроить оптику участника, чтобы он увидел то, что обычно не замечает. Люди проходят мимо предметов, которые лежат на улицах города. Раз это оставили, значит что-то не важное. Но если присмотреться к этим предметам, могут ли они вызывать эмоцию, рассказать историю? Участники дрейфа собрались у проходной Уральского трубомоторного завода и отправились бесцельно бродить по Эльмашу, вместе и поодиночке. Во время дрейфа каждый собрал индивидуальную коллекцию предметов, которые вызвали эмоциональный отклик. Перед вами каталог вещей, разделенный по эмоциональным зонам.
Дата проведения: 02.09.23

Художница
Катя Червонных
смотреть скрипт
Эмоциональные
вещи
Дрейф стремится перенастроить оптику участника, чтобы он увидел то, что обычно не замечает. Люди проходят мимо предметов, которые лежат на улицах города. Раз это оставили, значит что-то не важное. Но если присмотреться к этим предметам, могут ли они вызывать эмоцию, рассказать историю? Участники дрейфа собрались у проходной Уральского трубомоторного завода и отправились бесцельно бродить по Эльмашу, вместе и поодиночке. Во время дрейфа каждый собрал индивидуальную коллекцию предметов, которые вызвали эмоциональный отклик. Перед вами каталог вещей, разделенный по эмоциональным зонам.
Дата проведения: 02.09.23

Художница
Катя Червонных
Радость
Радость